Посмотрим правде в глаза: время от времени мы покупаем ненужные вещи: лишняя упаковка пирожных, туфли в тон блузке, которую по окончании сезона ждет вечное заточение в шкафу, или машинка для резки овощей, которую дольше собирать и мыть, чем ею пользоваться. И дело не только в ваших предпочтениях и наличии свободных денег. Вот семь основных психологических причин, по которым нам трудно отказаться от приобретения ненужных вещей.
Влияние маркетинга
Одним из главных стимулов потребительского поведения является маркетинг. Реклама заставляет нас запоминать и узнавать торговые марки, влияет на наши предпочтения и предполагаемые потребности. Она изменяет наше отношение к той или иной продукции. Эффективная реклама взывает не только к разуму человека, она затрагивает и его эмоциональную сферу. Лучше всего работает та реклама, которая вызывает у человека такие эмоции, как удивление или удовольствие. Совершить покупку побуждают красивая упаковка, убедительно сформулированное побуждение и, конечно, акции для покупателей, перед которыми трудно устоять. Подумайте, правда ли вам нужен этот шампунь, или вы купили его только потому, что увидели на ценнике надпись «Два по цене одного»?
Подражание другим людям
Мы находимся под влиянием не только маркетинга, но и окружающих нас людей. Иногда мы подражаем людям, чтобы не казаться «белой вороной» в определенном кругу общения, иногда делаем это потому, что доверяем выбору наших близких. Особенно значимым оказывается мнение наших сверстников.
Но копирование не ограничивается кругом наших знакомых. Иногда мы бессознательно следуем выбору совершенно посторонних людей. Так, в жаркую погоду нам хочется купить мороженое, если мы увидели, как его ест проходящий мимо человек.
Импульсивность
На поведение, в том числе и потребительское, влияют и черты характера. Одна из них – импульсивность. Если человек склонен к импульсивным поступкам, это даже может быть признаком синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Людей, которые делают незапланированные покупки, называют импульсивными покупателями. Они, как правило, достаточно легко поддаются внешним воздействиям, и на их выбор легко повлиять с помощью рекламы, яркой упаковки и подарочных акций.
Важная структура полушарий головного мозга, связанная с импульсивностью, – полосатое тело, которое активизируется при воздействии раздражителей, связанных с поощрением. Исследования показывают, что даже просто привлекательная упаковка может привести к активации этой зоны мозга у импульсивных потребителей.
Что обычно следует за импульсивными покупками? Мы пытаемся рационально объяснить их. Оправдание ненужной покупки – это умение, которым многие из нас владеют в совершенстве.
Искушение определенными товарами
Многие импульсивные приобретения относятся к так называемым гедонистическим товарам, которые приносят нам наслаждение или удовольствие. Это, например, конфеты, диски с любимой музыкой, хорошее вино. Другой тип подобных товаров можно назвать символическими. Это товары, связанные с нашей самооценкой, – дизайнерская одежда, дорогие духи или роскошные аксессуары (часы, мобильные телефоны и т. д.). Оба типа товаров прямо связаны с нашими эмоциями.
Импульсивные покупки, как правило, не касаются утилитарных товаров и предметов первой необходимости, таких как отвертка или стиральный порошок. Но даже утилитарная покупка может быть совершена импульсивно, хотя такие приобретения чаще делаются мужчинами.
Влияние настроения
На то, как мы мыслим и действуем, сильно влияют наши эмоции. Голод, жажда, влечение заставляют нас удовлетворять сиюминутные потребности.
Настроение тоже играет важную роль.
При хорошем настроении мы склонны побаловать себя чем-нибудь. Уровень критичности снижается в пользу интуитивного или импульсивного выбора. В исследовании импульсивного покупательского поведения показано, что более половины опрошенных отмечают «ощущение счастья» как побудительный мотив к совершению ненужной покупки.
К импульсивной покупке могут привести и отрицательные эмоции. Существуют так называемые компульсивные покупатели, которые испытывают постоянное желание что-нибудь купить. Импульсивная покупка помогает им преобразовать депрессию и тоску в позитивные чувства.
Состояние ума
Различные состояния ума – еще один фактор, влияющий на принятие потребителем решения. Факторы окружающей среды могут повлиять на наш образ мыслей. Например, исследование, проведенное в винном магазине, показало, что когда там тихо играет классическая музыка, то покупатели склонны выбирать более дорогие вина.
Другие состояния ума затрагивают ресурсы мыслительной деятельности. Если мы погружены в свои мысли, очень заняты или ограничены во времени, то наша способность здраво оценивать ситуацию снижается, и на поведение влияют подсознательные мотивы и импульсивные побуждения. В одном из экспериментов людям предложили выбрать между шоколадным тортом и фруктовым салатом. Некоторые из испытуемых в это же время должны были запомнить семизначный телефонный номер, и 63 % из этой группы выбрали торт. Из тех же, кого не отвлекали запоминанием номера, торт выбрали только 42 %.
Подобный эффект может наблюдаться после сложного рабочего дня, когда способность критично подходить к выбору товара падает из-за умственного перенапряжения.
Сопротивление изменениям
У человека сопротивление переменам обычно принимает одну из двух форм.
Первый тип сопротивления – привычка, которая заставляет его постоянно повторять одно и то же. Покупательские привычки могут сохраняться даже тогда, когда изменяются потребности и предпочтения.
Второй тип сопротивления – сила инерции, которая часто граничит с бездействием. Этот тип может быть на руку, например, поставщикам услуг связи. Действительно не всякий сразу сможет вспомнить, когда последний раз менял тарифный план.
Напрашивается простой вывод: чтобы уменьшить вероятность купить что-то ненужное, надо хорошо выспаться, плотно позавтракать, пребывать в умиротворенном расположении духа и, главное, иметь при себе заранее составленный подробный список необходимых вам товаров и (желательно) ограниченную сумму денег.
Хорошая статья! Действительно, если пересмотреть все эти привычки и осознать их, то большинство покупок исчезнут из нашей жизни за ненадобностью. Про последний пункт самой стоит задуматься. Пора поменять тарифный план))